Олигополия как рыночная структура



Олигополистическим считается рынок, на котором господствуют несколько (от двух и более) крупных фирм-производителей (продавцов), концентрирующих в своих руках весь рынок (или решающую его долю) и способных оказывать существенное влияние на ценовую поли­тику и поведение конкурентов.

Четырём крупнейшим фирмам принадлежит более половины выпуска отрасли. Нижний предел олигополии по числу фирм – две фирмы (дуополия).

  1. Несколько крупных продавцов, концентрирующих в своих руках весь рынок
  2. Продукция однородная или дифференцированная
  3. Барьеры могут быть различными. Очень высокие – жесткая олигополии, преодолимые – размытая олигополии (есть много мелких фирм в окружении).

Однозначно представить равновесие фирмы на рынке олигополии невозможно, единственной модели олигополии не существует. Есть два класса моделей:

  • Скоординированные модели олигополии (игроки вступают в явный/неявный сговор)

Это модели картеля, лидерство в ценах.

  • Нескоординированные

Это модели Курно, Штакельберга, Бертрана, модель ломаной кривой спроса.

Еще одна классификация (в зависимости от того, чем управляют олигополисты: ценой или выпуском):

  • Модели количественной олигополии (Курно, Штакельберга)
  • Модели ценовой олигополии (Бертрана, Эджуорта)