Ординалистский подход к полезности. Разница между ординалистким и кардиналистким подходами



Ординалистская модель основана на менее жестких препосылках: от потребителя не требуется производить измерения полезности благ в ютилах (условных единицах полезности в кардиналистской модели).

Кардиналистская модель полезности позволяет разобраться в потребительском поведении покупателя. Однако на ее основе невозможно представить полезность количественно. Это привело к необходимости поиска альтернативных способов анализа индивидуального спроса. В результате возникла ординалистская концепция.

Достаточно, чтобы он смог упорядочить все возможные товары и основанных на них наборы по степени предпочтительности (порядковой полезности). Таким образом вопрос количественного измерение предпочтительности не ставится. Ординалистская модель полезности использует следующие положения.

1. Аксиома полной упорядоченности. Состоит в том, что потребитель способен упорядочить сознательно все возможные товарные наборы на основе таких понятий, как предпочтение и безразличие. Признается, что потребитель в результате сравнения одного набора благ с другими всегда может точно сказать, какой из них является предпочтительным для него или что оба набора товаров равноценны.

2. Аксиома транзитивности. Данная аксиома обеспечивает согласованность предпочтений потребителя. Считается, если для потребителя выполняется соотношение между товарами А, В и С: А > В > С, или А – В > С, или А > В – С, то А > С. В соответствие с этой аксиомой покупатель не может себе противоречить и принять решение о том, что А – С.

3. Аксиома ненасыщения. Эта аксиома описывает соотношение двух наборов товаров: А и В. В соответствии с этой аксиомой, если набор А содержит какого-либо товара на единицу больше, чем набор В, то А > В.

4. Аксиома независимости потребителя. Данная аксиома гласит, что степень удовлетворения потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими потребителями. Ординалистическая (порядковая) модель понятие «полезность» определяет как «порядок предпочтения». Задачу максимизации полезности порядковая теория трактует как задачу выбора потребителем такого набора благ, который, с одной стороны, был бы наиболее предпочтительным, а с другой - по своей стоимости не превосходил бы бюджета потребителя.