Объединения предприятий в рыночной экономике



Объединение – совокупность предприятий, координирующих усилия для решения определенных хозяйственных (управленческих, производственных и т.д.) задач.
Критерий классификации: степень самостоятельности предприятий, входящих в объединение.

1. Стадия (кооперирование).

Характерные моменты объединения:

— договорная основа;

— объединение юридически и хозяйственно самостоятельных предприятий.

2. Стадия (собственно объединение). Появление единого руководства объединенными предприятиями.

3. Стадия (уже не объединение). Объединяющиеся предприятия сливаются и некоторые из них при этом теряют свою юридическую самостоятельность.

Кооперативные объединения

1. Картель – объединение юридически и в значительной степени хозяйственно самостоятельных пр-й или союзов пр-й, которые посредством картельного соглашения пытаются добиться регулирования или ограничения конкуренции.

Признаки картеля:

  1. объединение юр. и хоз.самостоятельных предприятий;
  2. наличие картельного соглашения (м.б. устное);
  3. цель – регулирование или ограничение конкуренции.

Предметы картельного регулирования:

  1. общие условияя реализации: продолжительность рассрочки платежа, срок поставки товаров, условия гарантии,…;
  2. цены;
  3. производство;
  4. сбыт.

2. Консорциум – объединение на договорной основе юр. и эк-ки самостельныхх предприятий для решения отдельной, чётко определённой по объёму, а зачастую и по времени задачи, связанной с необходимостью значительной концентрации сил и средств.

Признаки консорциума:

  1. объединение юр. и эк-ки самост-х пр-й;
  2. договорная основа;
  3. чётко очерченная задача, имеющая сначала вполне опр-й объём и очерченные временные рамки. Банковский консорциум.

3. Франчайзинг – передача покупателю набора продуктов, прав и ноу-хау на основе долгосрочного договора и за определённую плату, который позволил бы получателю успешно начать и вести опр-й вид деят-ти, оставаясь юр. самост-м пр-м. Включает:

  1. право использовать имя франчацзинго-дателя;
  2. поставку необходимых ингредиентов;
  3. гарантию опр-й области  сбыта, исключительные права;
  4. обучение и переподготовку персонала;
  5. поддержку при оборудовании «точки» с сохранением единого стиля;
  6. поддержку при решении проблем маркетинга, учёта, планирования. Плата: первоначальный взнос и ежегодные платежи.

Объединения 2-й стадии

1. Объединение концернового типа – это объединение нескольких юрид-ки самост-х пр-й под единым хоз.управлением, внутри которого сущ-т научно-технические и производственно-технологические связи. Это внутренне интегрированная компания. = Концерн.

Конгломерат: входящие в него пр-я технологически, научно-технически не связаны.

В концерне – отношения субординации: одно руководящее П.(материнское, основное, холдинг), остальные – подчинённые(дочерние). Управляемое П. теряет свою хоз.самост-ть. Сущ-т субординированные(договорный или фактический) и несубординированные концерны.

По характеру объединяющихся пр-й: горизонтальные, вертикальные и смешанные концерны.

Преимущества концернов: 1)в сфере подготовки производства – гарантия поставок сырья, полуфабрикатов, комплектующих по приемлемым ценам; 2)в сфере пр-ва – существенная экономия затрат за счёт специализации и появления эффекта укрупнения пр-ва; 3)в финансовой сфере - совокупной ликвидности и концентрация фин.ресурсов на стратегических направлениях развития; 4)в сбытовой сфере – возможность совместного использования сбытовых каналов, единая рекламная политика, ограничение конкуренции и доли рынка; 5)в междунар-м аспекте – эффект плацдарма: вторжение на чужие рынки за счёт приобретения их пр-я и его использование для освоения рынка.

Транснациональный концерн: за рубежом и сбытовые, и производственные пр-я.

2. Холдинговая компания – общество, целью кот. является управление капиталом других предприятий. Активы = контрольные пакеты(доли участия в капитале).