Экономические идеи Сенеки и Цицерона



Марк Туллий Цицерон (106 — 43 гг. до н. э.) — знаменитый римский оратор, юрист, мыслитель и государственный деятель. Работы «О государстве» и «О законах».     Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права были написаны под заметным влиянием древнегреческой философии. Прежде всего это учения Платона и Аристотеля.     Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (лат. res populi).
Государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников идеи «правового государства». Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе.

Основные идеи:

  • Он отмечал изначальную связь государства и собственности и считал, что причиной образования государства является охрана и право собственности.
  • В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию).
  • Цицерон последовательно выступал за строй сенатской республики, против полновластия отдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры.
  • При этом, разумеется, имелись в виду интересы свободных сословий и граждан римской республики, но вовсе не рабов.
  • Рабство обусловлено самой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы.
  • Гражданин не только не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иные несправедливости, но, кроме того, обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага.

Сенека.
Экономическая мысль Древнего Рима  являлась своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Здесь мы также встречаем обоснование необходимости рабства, но в высказываниях римских мыслителей уже находят свое отражение упадок и разложение рабовладельческого строя. Так, Сенека утверждал, что по природе все люди равны. Он писал: "Они рабы. Но они люди". Сенека осуждал рабство, выступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущенников занимался ростовщичеством и был очень богат. Идеи Сенеки оказали влияние на христианство.
Христианство принесло с собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом.