Мировоззренческие взгляды и экономические проекты Платона



Объективный идеализм

  • Вершина и основа всего – ИДЕИ;
  • Идеи – истинное бытие, материальный мир – тень мира идей, кажущееся бытие;
  • Истинное познание – познание, проникающее в мир идей;
  • В основе лежат идеи, близкие к вещам;
  • Высшая идея – идея единого, идея блага, идея Бога.
  • Идеальное государство

Ключевое место концепции Платона занимает  учение  об идеальном государстве. Это социальная утопия, несуществующий мир, созданный Платоном. Модель такого исправленного и улучшенного человеческого общества он  строит  в своем сочинении «Государство».
Устройство государства
Идеальное государство должно быть устроено как душа человека: разумное, мужественное и вожделеющее. Поэтому и общество должно делиться на три сословия:
1. Философы, 2. Воины,3. Ремесленники и земледельцы.
"Законы"
 Согласно Платону, проект наилучшего государства более  реалистичен, что следует из «Закона». Платон выступает от лица аристократических кругов античных рабовладельцев. Если в «Государстве» почти  не упоминались  рабы, а земледельцы, ремесленники экономически были свободны, то в «Законах» рабство  пронизывает все. Несмотря на то, что Платон уговаривает господ  и  рабов жить согласно между собой, не нарушая общих моральных устоев, сам факт рабства  признается открыто. Без  жесточайшего  рабства Платон  не мыслит  своего идеального государства.
В «Законах» вся власть принадлежит совету старейшин, в расположении которых находятся огромные карательные возможности вплоть  до смертной власти. Человек должен полагаться не на свою волю и страсти, а только на них. «Да и какая может быть воля у человека», - рассуждал Платон, - «если все мы куклы, управляемые нитями, которые приводит в движение божественная рука. Поэтому надо ограничить свои потребности, упразднить богатство и роскошь, подумать о пользе общества».

Экономические идеи

  • Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное выражение в проекте идеального государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порождённое самой природой, высказав мысль о неизбежности деления государства (города) на две части: на богатых и бедных;
  • Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов;
  • Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к ремёслам;
  • Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление;
  • С естественным разделением труда Платон связывал необходимость обмена. Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к торговле, особенно крупной, к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно;
  • •    Платон первый в истории античной экономической мысли поставил вопрос об основе и уровне цен.