Теории собственности. Собственность как социально-экономический институт



Существуют множество теорий собственности:

  1. Теологическое: творец собственности БОГ, все сущее на земле и на небе даровано ИМ.
  2. Трудовое направление: Дж. Локк не отрицал Божественного происхождения собственности, но люди должны сами трудиться и получать в виде результатов труда собственность. Человек вкладывает мирской труд в землю и становится творцом на земле.
  3. Личностное (Фихте, Шталь, Гегель) – выводили понятие собственности из личности человека. Вещь приобретает волю человека, человек присваивает все вещи. Человек персонифицирует вещь, делает ее собой.
  4. Теории захвата: собственность имеет своим источником захват (Г.Гроций – один из основателей учения о естественном праве).
  5. Легальное (Гоббс, Монтескье, Руссо): «война всех против всех» за собственность, следовательно необходимо создать договор о собственности –т закон, регулирующий отношения между людьми.
  6. Эксплуататорское (Гесстержей, Брюссо, Маркс, Прудон): вся крупная частная собственность – результат материализации нетрудового охода, результат присвоения продукта неоплаченного труда. «Грабь награбленное, так как нет ничего справедливее, чем забрать то, что было украдено у народа».

Собственность:

  • присвоение;
  • имущество;
  • право на сферу самостоятельной деятельности;
  • система доступа к материальным и нематериальным ресурсам;
  • отношения между людьми по поводу вещей.

Такие определения являются бессистемными, а следовательно, собственность – это движение, которое необходимо проследить, от начала до результата, чтобы дать ей определение.

Собственность – это отношение между субъектом и объектом (начальное понятие).  Субъект – нечто, обладающее волей, а воля – это определенная стадия мышления, а мышление – опосредование субъектом самого себя и окружающей его действительности.

Человек вообще не существует, это лишь представление (введение в философскую систему материализма, на которой предполагается вывести категорию,  элементов идеализма)

Человек отличается от животного мышлением. У животных нет абстрактных понятий они мыслят конкретикой.

«Я мыслю – значит я существую».