Юридические и налоговые проблемы ИТ-индустрии в России



Трудовые отношения

Работник:

  • интеллектуальная деятельность
  • трудовые обязанности по созданию и использованию объектов (служебные произведения; Служебные изобретение, полезная модель, промышленный образец)

Работодатель:

  • верит в «…Интеллектуальная собственность охраняется законом»
  • наивно полагает, что все создаваемое работниками сейчас и в будущем, его
  • Фактическое обладание означает правообладание
  • Юридически значимые действия могут быть выполнены позже
  • Надежда на добросовестность субъектов отношений
  • «Мертвый груз» – отсутствие прибыли за счет ИС

ЕСН – 26%, закон о ОЭЗ – 14%

  1. Защита прав на объекты ИС
  2. Таможенный контроль при экспорте/импорте программного обеспечения

Контроль отсутствует:

  • передача прав на объекты ИС
  • передача посредством сети Интернет – «фикция отсутствия факта пересечения границы»

Длительная бумажная процедура таможенного оформления экспорта/импорта ИТ-продукции

Факт экспорта: экспортер имеет право на возврат НДС

Сложность подтверждения стоимости для ИТ: материальный носитель + права

Закон об ОЭЗ: особый таможенный режим

  • ввоз иностранных товаров на территорию ОЭЗ – без уплаты пошлин
  • вывоз иностранных и российских товаров за пределы РФ – только вывозные пошлины

Экспортный контроль

Закон РФ «Об экспортном контроле» - устанавливает порядок осуществления контроля в отношении товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании орудия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники в целях защиты интересов России и реализации требований международных договоров.

Контроль внешнеэкономических сделок с ПО, включенным в специальные перечни (ПО, необходимое для разработки, производства или использования телекоммуникационного оборудования и др.).

Налогообложение при передаче объектов ИТ и ИС

Пробелы и отсутствие кодификации законодательства

  1. Разнообразие толкований налоговыми органами и судами
  2. Учет нематериальных активов по стоимости создания (как правило, очень низкой)
  3. Противоречия в налоговом законодательстве, приводящие к «асимметричному» налогообложению
  4. Неясности в определении правовых институтов, как в гражданском, так и в налоговом законодательстве
  5. Особые режимы налогообложения (ОЭЗ, регионы, упрощенная система налогообложения по ставке 6, 15%)

Не рассмотрено: валютный контроль, бухгалтерский учет в сфере ИТ, оценка прав на объекты ИТ

Выводы

  1. Переходный период унификации старого и формирования нового законодательства
  2. Наибольший риск: налоговое законодательство
  3. Наличие административных барьеров
  4. Отсутствие культуры защиты прав на объекты ИС
  5. Тенденции гармонизации законодательства и государственной поддержки ИТ-отрасли
  • ОЭЗ
  • раскрытие возможностей регионов
  • определение порядка налогообложения и передачи прав на объекты интеллектуальной собственности
  • установление процедуры подтверждения факта экспорта объектов интеллектуальной деятельности
  • принятие самостоятельного закона для ИТ-индустрии