Наука и ее роль в обществе
Наука – это деятельность субъектов, которые при решении своих задачи, вступают в определенные социально-экономические отношения и образуют различные формы социальных институтов.
Цель науки:
- Получение научных знаний о реальности, позволяющих достигнуть наиболее полного результата в различных областях человеческой деятельности
- Область научных знаний расчленена на отдельные дисциплины, находящиеся во взаимодействии и единстве друг с другом
Элементами научного знания являются:
- факты
- закономерности
- теории
- научные картины мира
Методы научного познания:
- индукция и дедукция
- анализ и синтез
- абстрагирование и обобщение
- идеализация
- аналогии и описания
- объяснение, предсказание
- обоснование
- гипотеза
В науке выделяются эмпирический и теоретический уровни познания.
Эмпирическое познание поставляет науке факты, фиксируя устойчивые связи и закономерности мира. Его методами являются наблюдение, эксперимент, измерение, изучение исторических документов, сбор информации
Методы теоретического познания:
- мысленные эксперименты в рамках сложившихся познавательных традиций
- моделирование
- математический эксперимент
- рассмотрение изучаемого объекта в контексте целостной картины мира
Средства познания
- Язык науки – определенность использования понятий и терминов
- Математика (клиометрика, математическая лингвистика)
- Компьютерная техника
- Опросы и обследования
Наука как социальный институт
- Наука это особый вид профессиональной деятельности, осуществляющейся в рамках специальных институтов как постоянных, так и временных
- Современная наука представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой и развитой системой коммуникаций
- В развитых странах в научных и инженерных разработках занято около 0,3% населения
Современная наука
Наука и техника сегодня придала истории беспрецедентный динамизм, изменив среду обитания человека. Он освоил поверхность Земли, всю биосферу, создал «вторую природу» (искусственную). Наука изменила масштабы культурной и хозяйственной деятельности и превратила человечество в целостную систему.