Теории собственности. Собственность как социально-экономический институт
Существуют множество теорий собственности:
- Теологическое: творец собственности БОГ, все сущее на земле и на небе даровано ИМ.
- Трудовое направление: Дж. Локк не отрицал Божественного происхождения собственности, но люди должны сами трудиться и получать в виде результатов труда собственность. Человек вкладывает мирской труд в землю и становится творцом на земле.
- Личностное (Фихте, Шталь, Гегель) – выводили понятие собственности из личности человека. Вещь приобретает волю человека, человек присваивает все вещи. Человек персонифицирует вещь, делает ее собой.
- Теории захвата: собственность имеет своим источником захват (Г.Гроций – один из основателей учения о естественном праве).
- Легальное (Гоббс, Монтескье, Руссо): «война всех против всех» за собственность, следовательно необходимо создать договор о собственности –т закон, регулирующий отношения между людьми.
- Эксплуататорское (Гесстержей, Брюссо, Маркс, Прудон): вся крупная частная собственность – результат материализации нетрудового охода, результат присвоения продукта неоплаченного труда. «Грабь награбленное, так как нет ничего справедливее, чем забрать то, что было украдено у народа».
Собственность:
- присвоение;
- имущество;
- право на сферу самостоятельной деятельности;
- система доступа к материальным и нематериальным ресурсам;
- отношения между людьми по поводу вещей.
Такие определения являются бессистемными, а следовательно, собственность – это движение, которое необходимо проследить, от начала до результата, чтобы дать ей определение.
Собственность – это отношение между субъектом и объектом (начальное понятие). Субъект – нечто, обладающее волей, а воля – это определенная стадия мышления, а мышление – опосредование субъектом самого себя и окружающей его действительности.
Человек вообще не существует, это лишь представление (введение в философскую систему материализма, на которой предполагается вывести категорию, элементов идеализма)
Человек отличается от животного мышлением. У животных нет абстрактных понятий они мыслят конкретикой.
«Я мыслю – значит я существую».